Благодаря развитию виртуального пространства такие сферы деятельности, как реклама услуг и торговля в сети получают более широкие возможности и неоспоримые преимущества, в том числе, за счет расширения потребительского рынка и сокращения расходов на торговые помещения.
Однако, чтобы добиться успеха на интернет-площадке мало разбираться в торговле. Даже если оплатить рекламу на сайте, открыть интернет-магазин или «продающую» группу в социальной сети, то кто-то должен постоянно следить за тем, чтобы страница или сайт удерживали позиции в рейтинге «поисковиков», и чтобы предлагаемые товары были замечены по первому запросу потенциального клиента. То есть, нужно чтобы кто-то продвигал веб-ресурс.
Услуги по продвижению сайтов оказывают такие специалисты, как SMM-менеджеры. Мы предлагаем вам узнать, в чем заключается их работа, как стать специалистом по оптимизации сайтов, и о каких нюансах нужно знать прежде, чем выбрать эту профессию.
Кто такой SMM-менеджер?
SMM-менеджер – специалист, занимающийся продвижением интернет-ресурса на первые позиции в поисковых системах, а с ним и предлагаемых товаров и/или услуг. Также он может просто увеличить количество и время просмотров любой страницы.
Название профессии SMM-менеджер образовано от наименования одного из методов продвижения товаров/услуг через социальные медиа (повышение узнаваемости бренда, коммуникация с клиентами, увеличение заинтересованности в продукте и т.д.) – Social Media Marketing.
Есть ли история у этой профессии? Люди, которые умеют заинтересовать или продать, всегда «были в цене». К ним обращались за помощью даже во времена, когда самые смелые фантасты не могли предсказать, что можно увидеть мир, не выходя из дома, купить что-то через интернет и т.д. Прообраз современного интернета, в виде наливного яблочка на блюдечке, существовал только в русских сказках. В те времена SMM-менеджера назвали бы купцом, негоциантом, гостинодворцем или барышником.
Вместе с цифровыми технологиями пришли не только новые слова-синонимы (трейдер, маклер, дистрибьютор), но и современные инструменты торговли. Поэтому сейчас не нужно путешествовать «за три моря», чтобы получить желаемый товар. Достаточно «вбить» название нужного товара в поисковую строку и выбрать из предложенных вариантов наиболее подходящий. А благодаря работе SMM-менеджера выбрать будет из чего.
В этой профессии объединены основы маркетинга и IT, умение общаться с людьми и подбирать нужные слова для убеждения. SMM-менеджер не должен путешествовать на кораблях или верблюдах. Но ему нужно быть художником и графическим редактором, всегда быть в курсе всех новостей экономики, финансов и IT-технологий. Все это – его инструменты работы, так как ему необходимо:
- Разработать стратегию продвижения сайта, а для этого понадобится привлечь целевую аудиторию;
- Управлять рекламой: придумывать и проводить конкурсы, акции, сотрудничать с рекламодателями;
- Организовывать обратную связь с пользователями, чтобы узнавать их мнение и своевременно реагировать на отзывы;
- Работать с фрилансерами, управлять и раздавать задания по написанию текстов;
- Следить за своевременной оптимизацией интерфейса для удобства пользователей;
- Реагировать на обсуждения и направлять диалог пользователей в нужное русло;
- Сотрудничать с социальными сетями для скорейшего продвижения сайта;
- Проводить анализ работы конкурентов, и на его основе отрабатывать новые стратегии роста.
Какими личностными качествами должен обладать SMM-менеджер?
У специалиста этой профессии должны быть самые разносторонние интересы. В работе ему пригодится:
- Огромный лексический запас, грамотная письменная и устная речь: придется придумывать слова – «ключи» и грамотно создавать речевые конструкции;
- Знание основ сетевого маркетинга;
- Изучение рынка товаров и услуг, постоянное знакомство с трендами;
- Для привлечения посетителей, с которыми нужно поддерживать диалог, придется постоянно работать над расширением кругозора;
- Обладать коммуникативными навыками и знаниями психологии;
- В общении с людьми необходимо знание основ этикета и элементарная вежливость;
- Иметь терпение, усидчивость, высокую работоспособность;
- В работе пригодится логика, умение предвидеть и планировать, решительность и целеустремленность;
- Организаторские способности.
Преимущества профессии SMM-менеджер
Если необходимые качества присутствуют, то карьерный успех и стабильно высокие доходы специалисту гарантированы. При этом переход сферы услуг и торговли в интернет-пространство имеет очевидные «плюсы»:
- Для старта собственного бизнеса не потребуется внушительный капитал на закупку торгового оборудования, товара, аренду помещений;
- SMM-менеджеру не нужно преодолевать серьезные психологические барьеры, как это делают рекламные менеджеры в реальных торговых сетях: в виртуальном пространстве на сайт продукта, обычно, заходит целевая аудитория;
- Огромное преимущество интернет-бизнеса – неограниченные возможности для привлечения новых клиентов;
- Если специалист работает не на себя, а становится наемным сотрудником, то востребованность его услуг на рынке труда постоянно возрастает, и с трудоустройством не будет проблем;
- Работа позволяет находиться в любом месте: достаточно взять с собой в дорогу ноутбук или планшет.
Заработок зависит от раскрутки сайта: точнее, от мастерства и приложенных усилий SMM-менеджера. Средняя зарплата по России – 20-60 тысяч рублей, но верхний порог в крупных городах достигает 80-100 тысяч.
Недостатки профессии SMM-менеджер
Даже при наличии необходимых знаний SSM-менеджеру придется строить свою карьеру с «нуля». Только достаточный опыт позволит получить должность в солидной компании, в которой можно рассчитывать на серьезные доходы, соответствующие приложенным усилиям, при этом работа потребует от специалиста полной самоотдачи.
Часто работодатели не имеют четкого представления обо всех нюансах в работе SMM-менеджера, и особо в них не вникают. Их интересует конечный результат и, желательно, в максимально сжатые сроки. Отсюда возникает недопонимание в оценке труда (заниженная зарплата) и недовольство сроками исполнения заказа. Чтобы избежать «трений» с руководством специалисту нужно грамотно себя подать, четко и в доступной форме объяснить работодателю смысл каждого этапа работы и обосновать сроки ее выполнения.
Где можно получить профессию SMM-менеджер?
Объем разнообразной информации, которая необходима специалисту профессии будущего (а именно к таким профессиям можно отнести данную специальность), достаточно велик. Поэтому готовиться к работе в сфере интернет-торговли нужно со школьной парты: много читать, серьезно отнестись к изучению русского и английского языка, обществознания и информатики.
Часть обширных знаний, которые необходимы в работе, SMM-менеджер сможет получить на курсах по изучению интернет-рекламы, web-технологий, «Интернет и бизнес», web-дизайна. Более основательно нужно изучить интернет-маркетинг и менеджмент.
Для получения фундаментального образования в первую очередь желательно обратить внимание на такие ВУЗы, как:
- Институт мировой экономики и бизнеса - РУДН (Международная школа бизнеса); специальности: экономика, реклама и связи с общественностью, менеджмент;
- Орловский государственный университет экономики и торговли: экономика, менеджмент, информационные системы и технологии;
- Институт мировой экономики и финансов (Астрахань): прикладная информатика, менеджмент, экономика;
- Пензенский государственный университет архитектуры и строительства: информационные системы и технологии;
- Институт менеджмента, маркетинга и финансов (Воронеж);
- Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Краснодар);
- Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (Омск);
- Институт бизнеса и дизайна (Москва).