Ни для кого не секрет, что сегодня весь мир переживает не самые лучшие времена. Текущая обстановка осложнена не только вспышкой коронавируса, но и экономическим кризисом, который, отчасти, стал следствием объявленной чрезвычайной ситуации и беспрецедентных ограничительных мер.
Внимание общества мгновенно сосредоточилось на этих двух событиях, а также на поиске решений в сложившейся ситуации. Поэтому бизнес сейчас волнует не столько профессиональное обучение, сколько экономическая стабильность (как в стране, так и во всем мире), которая находится в прямой зависимости от карантина. Как результат, топовые программы MBA Европы и США столкнулись с целым рядом проблем. В том числе:
- во-первых, существенно снизилось количество студентов и соискателей MBA;
- во-вторых, значительная часть студентов (около 43%) считает, что из-за переведения бизнес-образования в онлайн плата за обучение должна быть снижена в среднем на 37,5%;
- в-третьих, почти все студенты (96%) жалуются, что из-за пандемии они упускают бесценный опыт, который ранее они получали в ходе индивидуальных занятий, нетворк с сокурсниками, различных учебных мероприятий и взаимоотношений с преподавателями.
Сложности в сфере бизнес-образования испытывают не только европейские и американские учебные заведения. Российские бизнес-школы тоже попали в непростые условия, из которых необходимо найти выход. Специалисты отмечают, что в нашей стране уже наметились новые контуры бизнес-образования, которые будут актуальны после окончания карантина.
Что ожидает МВА в ближайшей перспективе и какие форматы и программы «выживут» в грядущем, набирающем обороты, кризисе?
Объективно о бизнес-образовании в России
Второе высшее образование в нашей стране платное. И чем выше престиж бизнес-школы и направления обучения, тем дороже придется заплатить. Именно этот фактор во многом объясняет снижение спроса на бизнес-образование в условиях экономического кризиса. В сложившейся на сегодняшней день ситуации малому и среднему бизнесу приходится задумываться в первую очередь о том, чтобы в принципе удержаться на плаву. Поэтому подавляющее большинство предпринимателей начинает режим экономии с затрат на обучение. Так было во время кризиса 2008-2011 года, когда половина российских бизнес-школ либо закрылись вовсе, либо вынуждены были значительно снизить цены на обучение (в среднем – 20%).
Если верить статистическим данным, во время прошлого кризиса большей части бизнес-школ удалось выжить только благодаря корпоративным заказчикам и сокращению программ, а также проведению бесплатных вебинаров и мастер-классов, потому что бизнес перешел в режим пережидания «смутного времени». Аналогичная тенденция появилась и сейчас: многие слушатели попросту отложили обучение до более благоприятного времени. «Спасательным кругом» для российских программ МВА сейчас стали слушатели предпенсионного возраста, обучающиеся благодаря господдержке, и те, кого на учебу направили крупные работодатели, которые «уверенно стоят на ногах» и смогли пережить не один кризис.
Онлайн-обучению быть или не быть?
Введение карантина вынудило бизнес-школы переключиться на старые проверенные форматы – обучение «онлайн», с которого когда-то и начиналось бизнес-образование. В условиях карантина это – единственная возможность продолжить работу.
Однако многие зарубежные бизнес-школы, которые работают в нашей стране, не учли того, что российская аудитория имеет свою специфику. Да и отечественное образование не торопится переходить на дистанционный формат. Исследования показывают, что сегодня онлайн-формат в сегменте бизнес-образования задействован лишь на 10-15%. И на это есть свои причины.
Оказывается, для большинства российских предпринимателей, программа МВА – это не только и не столько обучение, сколько возможность «живого» общения и «завязывания полезных контактов». По этой причине переход в формат «онлайн» резко снизил количество слушателей в условиях карантина.
Кроме того, нельзя списывать со счетов и объективные трудности с дистанционным обучением, присущие нашей стране – отсутствие интернета или слабое соединение в отдаленных районах, не позволяющее качественно транслировать видео-уроки и другие учебные материалы больших объемов. У преподавателей, в основном, технические возможности есть, но для удаленной работы классические формы преподавания мало эффективны. В нашей стране для оптимизации учебного процесса, как правило, используются видео и другие материалы больших объемов, которые плохо загружаются из-за слабого соединения или низкой скорости интернета. Вот и получается, что даже при желании «уйти в онлайн», сделать это технически сложно, а из-за этого вторая значительная часть слушателей вынуждена отложить обучение. Улучшения интернет-соединения, по данным опроса, проведенного в середине апреля 2020 года РАНХиГС, ожидают слушатели бизнес-программ в 72 регионах РФ.
Еще одно препятствие – сервисы для удаленной работы. Их разрозненность и необходимость использования сразу нескольких программ для полноценной передачи материалов существенно осложняют образовательный процесс.
Не лучшим образом обстоит дело и с обучением по международным программам. Из числа молодых слушателей, желающих обучаться, даже платежеспособные студенты из обеспеченных семей в условиях нарастающего кризиса и грядущей неопределенности не торопятся оплачивать учебу. К тому же, большая часть молодежи проявляет интерес к международным кампусам, как к возможности пожить за границей, чтобы увидеть мир и пожить самостоятельно, вдали от родителей. Но пандемия разделила не только страны Евросоюза, но даже территории в пределах одного государства, и о выезде на учебу за рубеж придется забыть на некоторое время.
Слушатели более зрелого возраста предпочитают обучаться в России, в привычной среде, потому что считают «заграничный опыт бесполезным в наших условиях», и этот аргумент не лишен здравого смысла.
Бизнес-школы после карантина
Карантин в масштабах всей планеты продлится, по самым оптимистичным прогнозам, до конца 2020 года. Каким будет выход из глобального экономического кризиса и сколько он продлится, пока угадать сложно. Ясно только то, что переход к онлайн-обучению пока является единственным выходом из ситуации в условиях пандемии, которая рано или поздно закончится. Однако нужно понимать, что подобная ситуация далеко не последняя в истории человечества. Скорее всего, время от времени нам придется сталкиваться с всплесками различных заболеваний, которые будут вынуждать нас жить, работать и учиться в условиях карантина.
Дистанционному обучению предстоит выработать новые стратегические решения: в частности – смена целевой аудитории, и как следствие увеличение числа слушателей среднего и малого бизнеса, которым, в свою очередь, придется выработать новый подход к бизнес-обучению. Скорее всего, очные дорогие программы MBA не исчезнут, поскольку для менеджеров высшего звена критически важно живое общение с себе подобными руководителями. При этом основная задача бизнес-школ остается неизменной: предложить слушателям программу, которая станет уникальным «рецептом» выхода из кризиса, чтобы самим избежать всяких негативных последствий.