Особенность деятельности специалиста в условиях современного научно-технического прогресса заключается не столько в приобретенных профессиональных знаниях, умениях и навыков, сколько в способности сотрудника самостоятельно, быстро и качественно совершенствовать свою квалификацию.
Таков сегодня социальный заказ общества системе образования. И оно продиктовано не только повседневными потребностями в постоянном повышении качества подготовки специалиста, но и более глобальной социальной задачей - привести состояние образования в соответствии с новыми целями совершенствования общества.
Наибольший резерв и главное условие интенсификации социального и экономического прогресса - человеческий фактор и формирование каждого члена общества как всесторонне развитой личности. Такой путь ускорения социального прогресса путем активного формирования его носителей требует существенной перестройки содержания, методов и технологии всей системы образования. При этом, в самом процессе совершенствования образования акцент деятельности преподавателя должен смещаться с разработки новых форм и методов активизации собственной деятельности на стимуляцию активности студента. Ведь именно от воли, интересов и стремлений последнего зависит степень вовлечения его в учебный процесс и, как следствие, успешность овладения профессией.
Методическая система педагогически управляемого самообучения студентов призвана реализовать в условиях работы вуза педагогическую и дидактическую системы. Она нацелена на переработку и перенос социального опыта, представленными в программных документах (источниках), в соответствующие учебные материалы и организацию деятельности учащихся. А следовательно, и создание соответствующих условий для эффективного управления самим процессом присвоения социального опыта студентами.
Три уровня управления самостоятельной работой студента
Система управления самостоятельной работой студентов имеет три уровня:
- факультет;
- отдельный курс;
- учебная дисциплина.
Всем этим уровням соответствуют функции управления в обучении: планирование - координация учебных дисциплин, параллельно изучаются (деканат) дидактическая и методическая деятельность преподавания (кафедры).
Основной уровень организации и управления самостоятельной работы - это управление в рамках конкретной учебной дисциплины, в ходе которого предполагается формирование у студентов интеллектуальных умений и личностных качеств, а также элементов умственной культуры.
Принцип индивидуализации в обучении вообще и в системе управления самостоятельной работой в частности, предусматривает:
- переход к изучению нового материала только после досконального усвоения предыдущего;
- индивидуальный темп освоения новых знаний и навыков;
- обработку материала, использование письменных источников знаний, которым отдается предпочтение, привлечение более подготовленных студентов в качестве консультантов, использование лекций с целью мотивации самостоятельной познавательной деятельности и вооружение студентов методологии познания.
Дидактические цели изучаемой дисциплины
Под дидактическими целями мы понимаем прогнозируемые, заблаговременно запланированные результаты обучения, которые выражаются с помощью понятий учебной деятельности студентов, объективно определяются и контролируются. На практике дидактические цели или определяются очень широко, вследствие чего их нельзя сравнить с реально получаемыми результатами, или заменяются содержанием темы обучения без определения того, на каком уровне формирования знаний и умений студент должен усвоить содержание изучаемой дисциплины.
Существенный недостаток в этой области - замена дидактических целей, т.е. целевых действий студентов, запланированной деятельностью преподавателя. В итоге создается впечатление, что преподаватель работает в поте лица, а студент - вполсилы. А на самом деле, определение дидактической цели должно отражать учебную деятельность студента, необходимую и прогнозируемую. Только в этом случае можно добиться реально ощутимых результатов.
Дидактические материалы, необходимые для самостоятельной работы
Необходимо управлять самостоятельной работой студентов на основе методических инструкций и дидактических материалов. Учебные, методические материалы, с которыми работает студент, условно можно разделить на две части:
- учебные тексты, дидактические материалы (учебники, пособия, сборники задач и т.д..)
- методические инструкции для учебной работы над материалом. Эти материалы, особенно методические инструкции, выступают в реальном обучении как средство непосредственного управления работой студентов (т.е. управление при отсутствии преподавателя). В них в общем виде изложен опыт преподавателя (его рекомендации, указания), которые передаются студенту. Такие инструкции разрабатываются отдельно для каждой учебной единицы.
Большое значение для студентов приобретают дидактические материалы и учебно-методические пособия в лекционном курсе. Они могут иметь вид схем-планов, где каждая тема лекционного курса представлена в форме логически выделенных смысловых частей, после которых можно предложить несколько приближенных вопросов или познавательных задач. Такие пособия уже сами по себе учат студентов и помогают им в будущем самостоятельно выделять в лекции основные смысловые части, что необходимо для лучшего понимания материала. Дидактические материалы полезно раздавать студентам заблаговременно, чтобы они могли служить ориентиром как в ходе лекции, так и во время подготовки к лекционным занятиям дома.
Стремление студентов изучать определенную информацию, заложенную в дидактических материалах, дозирует и стимулирует их самостоятельную работу. И тем самым, направляет домашнюю подготовку студентов к следующей лекции, помогает более глубокому осмыслению материала лекции и способствует выработке навыков работы с книгой. Студенты сами выбирают какую литературу им использовать в подготовке.
Все это создает условия для самоорганизации познавательной деятельности самого студента, которая приобретает целенаправленный характер и проходит без непосредственного участия преподавателя (хотя он, естественно, незримо присутствует и руководит работой студентов через программу, заложенную в дидактических материалах). Дидактические материалы являются вторым каналом управления познавательной деятельностью студентов. В их содержании, структуре должны быть отражены все дидактические принципы, в частности научность, доступность и последовательность.
Обратная связь, как важнейший фактор управления самостоятельной работой студента
Управление самостоятельной работой студента невозможно без систематической обратной связи, которая выступает в форме самоконтроля и предусматривает контроль со стороны преподавателя. Внешняя обратная связь, которая осуществляется преподавателем, является общеизвестным компонентом управления самостоятельной работой студентов. Путем самоконтроля, осуществляемого на основе инструкции и тестов, студент проверяет, насколько им усвоен учебный материал. Самоконтроль, как правило, связан с инструкцией, необходимой для самокоррекции. Итак, студент получает возможность исправлять в ходе обучения неправильные решения задач, допущенные им ошибки и т.д. Чем точнее информация об ошибке или неправильном решении задачи, тем эффективнее помощь, предоставляемая студенту.
Говоря о полном освоении соответствующих дидактических целей (задач), мы имеем в виду овладение студентом предмета обучения на заранее определенном уровне. Критерием для такого определения является уровень подготовки студента, необходимый и достаточный для овладения им нового материала. Это касается как отдельно взятого учебного предмета, так и всех учебных дисциплин, которые составляют объем специальности студента.
Предлагаемая система управления самостоятельной работой студента выходит из точного определения целей учебных программ, проектируемой деятельности и проверки достижения этих целей и учебной дисциплины путем самоконтроля.