Вопрос о том, как оценивать школьные знания учащихся, всегда был одним из ведущих в системе образования. Ведь отметка – это взаимодействие учителя и ученика, проверка того, в каком направлении идёт процесс обучения. Несмотря на возникающие в последнее время вариации, у разных государств исторически сложились собственные традиционные системы оценивания.
Вопрос о том, как оценивать школьные знания учащихся, всегда был одним из ведущих в системе образования. Ведь отметка – это взаимодействие учителя и ученика, проверка того, в каком направлении идёт процесс обучения. Несмотря на возникающие в последнее время вариации, у разных государств исторически сложились собственные традиционные системы оценивания.
Российские цифры
Система оценивания знаний российских школьников пришла к нам из классической немецкой гимназии и сначала представляла собой трехбалльную систему отметок. Самым высоким баллом, или разрядом, как это называлось в то далёкое время, была «1», что значило «хорошо», «2» - «средне» и «3» - «плохо». Поскольку ко второму разряду относилось подавляющее число учащихся, то в дальнейшем его разделили ещё на два. В результате в России образовалась пятибалльная шкала оценивания. Официально она была утверждена Министерством образования ещё в 1937 году.
Однако в последнее время данная система всё более действует как четырёхбалльная, что связано с очень редким использованием «единицы». Остальные же отметки характеризуют знания как отличные («5»), хорошие («4»), достаточные или удовлетворительные («3») и посредственные или неудовлетворительные («2»).
Американские буквы
В американской системе оценивания за основы взяты буквы. Их диапазон – от «А» до «Е». Если сравнивать с российскими отметками, то получается следующее соотношение: «A» – «4», «B» – «3», «С» – «2», «D» – «1», «Е» – «0». Иными словами, наблюдается некое смещение отметок на единицу. Стоит отметить, что большинство педагогов США игнорируют отметку «Е», поскольку считают её абсолютным провалом в знаниях.
Отметки-буквы в школах Америки, в отличие от российских отметок-цифр, могут переводить и в шкалу процентов: самый большой показатель – «А» (100-90%), самый низкий – «Е» (64% и ниже).
Общее
В обеих системах учителя используют в дополнение к отметкам знаки «+» и «–». Однако применяются они не везде. В американских школах они добавляют к основной отметке 0,3 балла или в большую, или в меньшую сторону, а в российских учреждениях используются более как некое уточнение или сигнал для учащегося в тетради или дневнике, но не в официальном документе – журнале.